Турист Анна Гребенникова (nancy78)
Анна Гребенникова
была вчера 15:37
Фотоальбом

Селигер 2018/2019

Canon PowerShot G3 X

О Селигере я уже писала ранее (http://nancy78.tourister.ru/photoalbum/28363). Так получилось, что в 2018 и 2019 гг. мы вновь там побывали, причем — внимание! — со своей лодкой! А Селигер с лодкой и Селигер без лодки — это оказались немножко разные Селигеры)))

Так что простите, но сейчас я буду вновь пропагандировать селигерские красоты, открывшиеся нам с новой стороны благодаря водному туризму (с элементами велосипедного опять же).

В эти два года мы немножко «сдвинулись» по датам в сторону осени: в 2018 году были с 15 по 17 августа, а в 2019 — аж с 30 августа по 2 сентября! Оба раза удалось поймать отличную погоду. Как всегда, прихватывали немного будней к выходным дням; опять продолжительность отдыха составила 3–4 дня; и вновь волшебный эффект выключения от городской суеты и всех проблем — на пять с плюсом!

Итак, 2018 год.

Выезжаем из Москвы мимо олицетворения мегаполиса (брр!)
Дорогу вперед решили разнообразить небольшой прогулкой по Ржеву (раньше всегда пролетали через этот городок транзитом). Кстати, Ржев – это не только город воинской славы, но и первый город, расположенный на реке Волге (в 200 км от истока).
Общение с природой можно начинать уже в полях – например, перекусить в окружении таких симпатичных рулончиков сена (кто скажет, как они правильно называются??? а то я далека от сельского хозяйства).
Успели мы побродить и по вечерним туманам…
… и свернуть в очередное поле для послезакатной зарисовки… В общем, ехали долго, с чувством-толком-остановками )) За что люблю автомобильные путешествия – сама дорога уже дарит эмоции и впечатления!
Жили в деревне Заречье в гостевом доме «Катерина», вторая линия от берега (бронировала через Букинг). В 2019-м окончательно поняли, что Заречье нас полностью устраивает (в том числе и в географическом плане): до деревни проложены асфальтированные дороги, есть минимальная инфраструктура типа нескольких магазинов и рынка; имеется причал для круизных корабликов; прокаты всевозможного инвентаря; опять же красивые леса в пешей и велосипедной доступности… Про гостевой дом могу сказать только хорошее, за исключением организации душа без душевой кабинки и вообще каких-либо преград – вода льется на всё вокруг и плохо уходит в слив в полу. А так – номер просторный, приятно обшит деревом, весьма вкусно кормят (за доп. плату), территория огороженная…
Деревенский антураж. Мне лично смотреть было приятнее, чем на Москву-Сити :)
Первый день отдыха выдался пасмурным, с периодическими дождями. Решили для разминки съездить в небольшую велопрогулку. Когда съезжаешь с асфальта, понимаешь, насколько здесь песчаная почва!
Куда же без грибов?! Сами под ноги бросаются!
Художественный пенёк. Не перестаю восхищаться всеми оттенками зеленого в местных лесах!
Будете путешествовать по Селигеру – обязательно берите дождевики! Мы попали-таки под ливень, и дождевики немного спасли («немного» - потому что ехали под дождем около 30 минут).
Переждав основную непогоду в номере, к вечеру смогли выехать в другую сторону, по берегам озера. Обосновались помедитировать на крутом живописном склоне…
Лес всё еще мокрый…
Наедине с Озером… Очень кстати пригодился непромокаемый плед!
Картина маслом
А следующие два дня были посвящены покорению водных просторов на нашей надувной лодке. Муж был счастлив, что мы наконец-то вытащили ее из кладовки и используем по назначению! )) В первый день было пройдено на вёслах порядка 14 км, цель - монастырь Нилова пустынь; на следующий день мы лавировали между островами с целью попасть через секретную протоку на внутреннее озеро острова Хачин – Белое (12,5 км). В обоих случаях точка отправления – в нижнем левом углу.
Когда пришли спускать лодку на воду, на берегу нас встретило симпатичное утиное семейство :)
Поскольку я плаваю лишь чуть лучше топора, и у нас нет нормальных спасательных жилетов, передвигалась я по озеру в таком вот виде ))) Ну всё лучше, чем ничего! Честно говоря, плавание к Ниловой пустыни стоило мне определенного количества нервов, потому что мы пересекали большие открытые водные пространства, берега были далеко, с собой дорогой фотоаппарат и прочие ценные вещи, мало ли что… А муж наоборот вроде явно получал удовольствие )))
Вот так выглядит наш Вояджер-500. Уговорила капитана причалить к дальней оконечности острова Малый Хачин – чтобы он отдохнул, а я временно почувствовала твердую почву под ногами )) Нилова пустынь по-прежнему далека, а на острове такой густой и чистейший песочек, что так бы тут и осталась пожить с палаткой на пару дней!
Кстати, практически с этой же точки сделан данный кадр – проверяла возможности своего 24-кратного зума (естественно, без штатива). Нерезко, конечно, но приближает здорово!
Плывем дальше. И тут – бац! - цапля!!! Радовалась как ребенок, что успела её сфотографировать )))
В Пустыни мы бывали несколько раз, но грех не зайти еще раз после такого мореплавательного подвига! Оставили лодку на берегу «на честном слове», и в темпе вальса побежали на территорию монастыря.
Пространство вокруг залито приятным вечерним светом…
Это посещение монастыря запомнилось каким-то невероятным количеством кошек! Они были просто везде! Может быть, сказалось вечернее время, когда паломники и туристы схлынули, и усатые почувствовали себя спокойнее…
Трогательные спинки даже у подножия памятнику Нилу Столобенскому, основателю монастыря. Я бы сказала, синхронное лежание ))
Что ж, нам пора собираться обратно… Хотя в такой волшебный вечер хотелось просто сесть на берегу, созерцать окружающую красоту и наблюдать, как затихает еще один августовский день…
Местные уточки любезно приплыли нас проводить :)
Солнце горит! До новых встреч, Нилова пустынь!
Закатный взмах весла (горизонт завален, знаю, но если исправить, кадр портится). Солнце коснулось кромки леса, а мы еще очень далеко от дома. В этот вечер я наглядно осознала пользу GPS: к берегу подплыли в ПОЛНОЙ темноте, а дело осложнялось еще тем, что нужно было пройти через широкую полосу зарослей осоки, и узкая протока была лишь в одном месте. Её и днем-то трудно найти, а в темноте мы шли как космический корабль  - исключительно по приборам ))) Мне, как штурману, пришлось провести ювелирную работу, указывая рукой направление с поправками типа: «на десять сантиметров левее», «ой, на 5 см вправо!» Но адреналин – это хорошо ))
Закатный взмах весла (горизонт завален, знаю, но если исправить, кадр портится). Солнце коснулось кромки леса, а мы еще очень далеко от дома. В этот вечер я наглядно осознала пользу GPS: к берегу подплыли в ПОЛНОЙ темноте, а дело осложнялось еще тем, что нужно было пройти через широкую полосу зарослей осоки, и узкая протока была лишь в одном месте. Её и днем-то трудно найти, а в темноте мы шли как космический корабль - исключительно по приборам ))) Мне, как штурману, пришлось провести ювелирную работу, указывая рукой направление с поправками типа: «на десять сантиметров левее», «ой, на 5 см вправо!» Но адреналин – это хорошо ))
Следующий день выдался даже жарким. К озеру Белому мы плыли рядом с островами-берегами, я совсем не боялась и в полной мере почувствовала весь кайф от покачивания лодки и наблюдения за близкой водной поверхностью.
Настоящим подарком и ярким эмоциональным впечатлением стала встреча с этой изящной красавицей-цаплей, спокойно сидевшей на длинной ветке, упавшей в воду. Спасибо моему зуму, что позволил снимать ее издалека на протяжении 20 минут! С качающейся и постоянно дрейфующей лодки снимать было очень трудно, но несколько кадров всё же получились. Когда мы подплыли слишком близко, этот птеродактель лениво взмахнул огромными крыльями и улетел…
Еще одним интересным событием стало прохождение через Копанку (ударение на первый слог) – рукотворный канал, когда-то давно прорытый монахами Ниловой пустыни через узкую часть острова Хачин (сейчас она официально отделяет остров Хачин от острова Малый Хачин). Копанка отлично маскируется: о ее местоположении на этом фото можно догадаться только по выплывающей моторке и чуть заметном прерывании береговой линии, видите? Хорошо, что этот канал есть на ЯндексКартах :)
Хачин настолько огромный, что существенно мешал своей формой быстрому прохождению от одного берега Селигера до другого, поэтому создание канала было отличным инженерным решением проблемы. Правда, уровень воды в канале сильно зависит от общего уровня озера, и иногда Копанка  почти полностью пересыхает. Когда там плыли мы, воды хватало, но всё же было очень узко и мелко, нам приходилось постоянно прижиматься к берегам, чтобы пропустить снующие туда-сюда моторки (которые, кстати, обязаны идти по каналу на тихом ходу). Вот встречка как раз плывет.
Хачин настолько огромный, что существенно мешал своей формой быстрому прохождению от одного берега Селигера до другого, поэтому создание канала было отличным инженерным решением проблемы. Правда, уровень воды в канале сильно зависит от общего уровня озера, и иногда Копанка почти полностью пересыхает. Когда там плыли мы, воды хватало, но всё же было очень узко и мелко, нам приходилось постоянно прижиматься к берегам, чтобы пропустить снующие туда-сюда моторки (которые, кстати, обязаны идти по каналу на тихом ходу). Вот встречка как раз плывет.
А это уже естественная протока из озера Селигер в озеро Белое - внутреннее озеро острова Хачин (чувствуете элементы матрёшки?). Природа вокруг – загляденье!
Вот мы и в озере Белом. Муж поплыл охладиться в прозрачной воде, а я просто любовалась окружающими видами.
Вот на таких теплоходах катают туристов по Селигеру. Хачин, как правило, входит в программу посещения. Когда мы плыли обратно через Копанку, гид как раз вывел туристов к берегу, чтобы показать сей рукотворный канал, и все они с любопытством на нас уставились… и мне показалось, что некоторые даже завидовали ))) Когда «Капитан Хоробрых» обогнал нашу лодку на большой воде, туристы приветливо махали нам с борта, и мы им в ответ тоже. Было приятно :)
На обратном пути посетили остров Малый Хачин. Водная гладь внутреннего озера Пеховец (да-да-да, здесь тоже есть внутреннее озеро!)
Иероглифы
Разноцветный пенёк
Что ж, мы возвращаемся в деревню Заречье… На небе – очередной закат, а нам пора уезжать в сторону дома. Мы покидаем «Катерину» и ночевать будем уже в Торжке, но это совсем другая история…
А вот и 2019 год, почти осенний вариант Селигера. Конец августа и начало осени в Центральной части России выдались по-настоящему теплыми, и мы стихийно организовали свою поездку - очень уж хотелось «поймать лето за хвост». В этот раз по дороге к Селигеру решили заехать на еще не охваченную нами достопримечательность Тверской области – Оковецкий святой источник. Находится он в Селижаровском районе, и активно посещается паломниками и туристами. В интернетах пишут, что из Москвы лучше ехать через Селижарово, но эта дорога гораздо длиннее. Мы рискнули поехать по более короткому пути – свертку с трассы 28К-1179 на Тростино/Борисово. На фото – переезжаем мост через Волгу.
Дорога нам показалась не такой страшной, как ее малюют, видали и похуже, но разбитая неплохо, да. В основном, наверное, виноваты лесовозы – именно они нам постоянно попадались. И в тех местах очень активно рубится лес :(
Где-то за километр до источника автомобильная дорога кончается, дальше нужно идти пешком. Но всё очень цивильно оборудовано – через болотистую часть пути ведет деревянный настил. Нас любезно встретила и проводила по нему до конца очаровательная черепаховая кошечка.
Оковецкий источник – это родник чистой питьевой воды, которой бьет из глубины недр около крутого поворота речки с забавным названием Пырошня. Сведения об источнике известны с 16 века. Сейчас там построен современный храм, имеется резервуар для накопления воды, прикрытый навесом. Вода невероятно чистая! При храме можно купить выпечку (она нам не очень понравилась, к сожалению).
А вот этот серый кот был весьма неласков: ходил за нами по пятам, шипел, злобно мяукал, строил морды… Он и черепаховую кошечку обижал, прогонял. В общем, негостеприимная личность )))
Набрав родниковой воды и убежав-таки от кота, мы поехали дальше. Вот уже река Селижаровка недалеко от её впадения в озеро Селигер. Розовые облака.
В этом году мы вновь остановились в деревне Заречье, только на этот раз в гостевом доме «На Соколе». Сам домик внешне неказистый – на первом этаже расположен работающий с перебоями продуктовый магазин, а вот на втором – номера. Неоспоримое преимущество данного объекта проживания – первая линия и прекрасный вид на озеро (правда, это касается только двух номеров люкс). Вот наша веранда со столиком. В светлое время суток можно любоваться озером, а ночью – смотреть на шикарное ночное небо со звездами.
В этот день была большая велосипедная прогулка по ранее неисследованным местам. Берег Селигера.
В этой части озера почему-то очень зеленая вода, что-то в ней активно цветёт…
Наши «кони» на фоне озера и Ниловой пустыни вдалеке.
Последний день лета
Берега уже покрыты багрянцем…
Вечером сплавали на маленький островок напротив нашего берега. Дубовая рощица на острове.
А утром 1 сентября был ТУМАН…
В это утро я специально встала рано, чтобы, наконец, снять какой-нибудь красивый восход. Но погода преподнесла туманный сюрприз!
Лодки пока отдыхают...
… но не наша: увидев такую таинственную красоту, мы быстренько запрыгнули в "Вояджер" и поплыли, чтобы почувствовать себя «ёжиками в тумане» (6:35 утра)
В тумане даже причал выглядит, как арт-объект
Но вот солнце пробилось сквозь пелену, туман поднялся и скоро исчезнет совсем, а я еще раз подумала о том, что ни разу не встречала 1-е сентября так романтично и необычно :)
Чудесно поплавав, вернулись в номер, выспались, позавтракали и вновь поехали исследовать леса Селигера на велосипедах. В начале пути встретили абсолютно счастливого кота, зарядившего нас позитивом ))
Особенно красивые леса оказались между озёрами Серменок и Корегощ, через них мы возвращались в Заречье из деревни с оригинальным названием «Конец».
Высокие-высокие сосны
Тихий осенний вечер. 1-е сентября выпало на воскресенье, к вечеру все туристы съехали, а у нас был еще один день в запасе. Вокруг стало непривычно тихо и безлюдно…
Наш непреднамеренный улов за этот день. Обратите внимание на необычный «ягодный бутон»: катаясь по лесу, мы случайно выехали на звериную тропу (как потом оказалось) и приехали к болоту, где и росло это невиданное нами ранее растение. Интернет подсказал, что это белокрыльник болотный в стадии созревания плодов. Ядовит. В этом я убедилась, получив раздражение на коже от соприкосновения с оборванным стеблем.
Утром следующего дня, 2-го сентября, был чистый классический восход, и я снова порадовалась за вчерашний туман! В этот день было запланировано плавание на уже знакомое вам озеро Белое на острове Хачин – очень уж красивые там леса, да и сквозь Копанку хотелось еще раз пройти.
В 7.20 выплыли. И снова нам попалась цапля, ура! Какие всё же грациозные птицы…
В 8.45 вплыли в Копанку. Было интересно посмотреть на нее в другое время суток
Теперь протока была вся «наша»: ни одной лодки не попалось за всё время! Сентябрь уже, как-никак, туристический сезон ниже, да и утро раннее… По берегам озера Белого еще стояли пара-тройка палаточных лагерей, а нам хотелось уединения, поэтому уплыли на самый удаленный берег. Причалили и собрались идти в длительную прогулку по лесу. Но… всё кончилось внезапно и очень неожиданно. Об этом я писала здесь: <a href='https://www.tourister.ru/forums/talk/tourtalk/3622' target='_blank' class='ex_k_link'>https://www.tourister.ru/forums/talk/tourtalk/3622</a>. Кратко: муж дважды услышал устрашающий рык медведя (первый раз просто не понял и не поверил, и медведю пришлось повторить). Самого медведя он не видел (местность вокруг была холмистая), но и звуков хватило, чтобы быстрее ветра примчаться обратно в лодку и далеко-далеко уплыть ))) Я испугалась «за компанию», т.к. задержалась около берега с фотоаппаратом, и сразу поверила на слово предельно серьезному супругу, бежавшему ко мне со словами «Скорее в лодку, там медведь!» ))) Откуда знаем, что рычал медведь? Поискали в интернете звуки, издаваемые медведями, муж их идентифицировал как «100% это он!»
Теперь протока была вся «наша»: ни одной лодки не попалось за всё время! Сентябрь уже, как-никак, туристический сезон ниже, да и утро раннее… По берегам озера Белого еще стояли пара-тройка палаточных лагерей, а нам хотелось уединения, поэтому уплыли на самый удаленный берег. Причалили и собрались идти в длительную прогулку по лесу. Но… всё кончилось внезапно и очень неожиданно. Об этом я писала здесь: https://www.tourister.ru/forums/talk/tourtalk/3622. Кратко: муж дважды услышал устрашающий рык медведя (первый раз просто не понял и не поверил, и медведю пришлось повторить). Самого медведя он не видел (местность вокруг была холмистая), но и звуков хватило, чтобы быстрее ветра примчаться обратно в лодку и далеко-далеко уплыть ))) Я испугалась «за компанию», т.к. задержалась около берега с фотоаппаратом, и сразу поверила на слово предельно серьезному супругу, бежавшему ко мне со словами «Скорее в лодку, там медведь!» ))) Откуда знаем, что рычал медведь? Поискали в интернете звуки, издаваемые медведями, муж их идентифицировал как «100% это он!»
Случай с медведем несколько ускорил наш отъезд из гостевого дома ))) Настрой гулять по лесам Хачина пропал, и мы приплыли обратно гораздо раньше запланированного. В связи с освободившимся временем было решено посетить еще одну достопримечательность околоселигерских мест: Ширков погост. Этот погост знаменит уникальной деревянной церковью Рождества Иоанна Предтечи 1694 года постройки. Рядом стоит каменный храм 1913 года. От деревни Заречье ехать 52 км (48 км от Осташкова).
Церковь Рождества Иоанна Предтечи – уникальный памятник древнерусского деревянного зодчества высотой 45 м (это практически 15-этажный дом!). Специалисты говорят, что она ничем не уступает деревянным храмам тех же Кижей, к тому же стоит на своем историческом месте. По одному преданию, церковь была построена в знак победы Александра Невского в XIII веке над литовцами на том месте, где был разгромлен враг. Другое предание говорит о том, что в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых. А когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом удивительно красивом месте, где и возвели церковь. Нынешний храм - скорее всего второй от основания погоста.
Церковь, конечно, поражает масштабами и красотой архитектурных форм! Устремленная вверх, стройная, лаконичная… Жаль, что внутрь зайти мы не смогли – она была закрыта.
По дороге к Ширкову погосту мы пересекли по мосту небольшую речку Езженицу, впадающую в озеро Вселуг. На обратном пути немного погуляли по ее берегам. Там очень живописные места, хочу обратить на них внимание тех, кто, может быть, поедет нашим маршрутом.
Наше очередное путешествие на Селигер подошло к концу. Как всегда, оно подарило яркие впечатления (включая легкий экстрим в виде медвежьего рыка), море природных красот и душевное отдохновение от всех забот нашей городской круговерти… А эти дубовые листочки из Ширково до сих пор лежат на торпеде нашей машины и будят приятные воспоминания :)